РЕСПУБЛИКА ИРАК

После вывода американских войск из Ирака в декабре 2011 г. обстановка в сфере безопасности в стране несколько улучшилась. Рост поступлений от продажи нефти и приток иностранных инвестиций в последние годы стимулировал экономическую активность, в частности, в сфере энергетики, строительства и розничной торговле. Центральное правительство Ирака проводит реформы в основных областях экономической и общественной жизни, рассчитывая добиться устойчивого экономического развития и прочного финансового положения.

 

Экономика Ирака в значительной степени зависит именно от государства. В ней доминирует нефтяной сектор, обеспечивающий более 90% поступлений в государственный бюджет и 80% валютных поступлений. Ирак обладает вторыми по величине доказанными запасами нефти в мире (112 млрд. бар.). По иракским официальным данным на 2010 год доказанные запасы нефти в Ираке составили 143,1 млрд. бар. Иракские государственные компании North Oil Company (NOC) и South Oil Company (SOC) обладает монопольным правом на разработку местных месторождений нефти. Они подчиняются министерству нефти. Южные месторождения Ирака, находящиеся под управлением SOC, добывают порядка 1,8 млн. бар. нефти в день, что составляет почти 90% всей добываемой в Ираке нефти. Добычу нефти планируется увеличить до 4,5 млн. бар. в день к 2014 г. В 2012 г. Ирак увеличил экспорт нефти до 30-летнего максимума, до 2,6 млн. бар. в день. Государственные доходы, из-за высоких мировых цен на нефть на протяжении большей части 2012 г., значительно возросли. Благодаря подписанным контрактам с крупнейшими нефтяными компаниями мира, в стране сохраняется потенциал дальнейшего расширения экспорта нефти и роста доходов, однако Ираку необходимо провести серьезную модернизацию своего нефтяного сектора, системы трубопроводов и экспортной инфраструктуры, чтобы реализовать имеющийся потенциал.

 

Процесс разработки и принятия законов, развития институтов, необходимых для реализации экономической политики, равно как и проведения политических реформ в Ираке протекает довольно медленно. Более того, он усугубляется периодическими столкновениями между центром и регионами, что не способствует укреплению доверия инвесторов и созданию благоприятного бизнес-климата в стране. Правительство Ирака стремится привлечь дополнительные прямые иностранные инвестиции, но в этом деле сталкивается с рядом серьезных препятствий, как например неустойчивость политической системы, сохраняющиеся угрозы безопасности и стабильности в обществе. Коррупция, изношенная инфраструктура, низкое качество государственного управления, нехватка квалифицированной рабочей силы и устаревшее коммерческое законодательство препятствует приходу инвестиций и сдерживают рост частного ненефтяного сектора. В настоящее время Ирак рассматривает пакет законов, предполагающих создание современной правовой основы для нефтяной промышленности и механизма справедливого распределения доходов от продажи нефти внутри страны, тем не менее, запланированные реформы по-прежнему вызывают многочисленные споры и нуждаются в согласовании.

 

По конституции Ирака некоторые полномочия по созданию благоприятного инвестиционного климата в стране либо распределены между федеральным правительством и регионами, либо полностью переданы в регионы. Так, инвестиции в Иракский Курдистан осуществляются в соответствие с Закона Курдистана об инвестициях (Закон №4 от 2006 г.) и курируются Советом Курдистана по инвестициям, призванным разработать набор стимулов для обеспечения экономического развития автономного региона под управлением РПК. На практике, однако, правительство Курдистана проводит практически независимую экономическую политику, самостоятельно договариваясь с иностранными инвесторами о реализации различных проектов в этой провинции Ирака. В 2007 г. иракский Курдистан, возглавляемый формально автономным региональным правительством Курдистана (РПК), принял собственный закон о нефти и заключил около 50 контрактов на разработку своих месторождений. Центральное правительство оспаривает юридические полномочия РПК самостоятельно заключать такие контракты, некоторые из которых предусматривают проведение работ в районах с окончательно не установленными административными границами между центром и регионами. В апреле 2013 г. курды подписали с Турцией соглашение о прямом экспорте газа и нефти без согласования с Багдадом.

 

Основные экономические показатели

 

2010

2011

2012*

Население

 

 

31 858 481

ВВП (US$ млрд.)

206

223,7

242,5

ВВП на душу (US$)

6 500

6 800

7 200

Рост реального ВВП (%)

5,9

8,6

8,4

Инфляция (%)

 

5,6

6,1

Экспорт (US$ млрд.)

 

79,68

93,91

Импорт (US$ млн.)

 

40,63

56,89

Обменный курс (IQD:US$)

1 170

1170

1166

* оценочно

Источник: CIA World FactBook

МЫ НА FACEBOOK

НАШИ ЭКСПЕРТЫ ОТВЕЧАЮТ

  • Сабина:

    Как и через кого можно отправить муку в Дубай?

  • Уважаемый hayatkom@mail.ru, Экспорт и импорт пищевых продуктов в Дубай регулируется "Правилами регламентации импорта и реэкспорта пищевых продуктов", разработанными Департаментом по контролю за оборотом пищевых продуктов Муниципалитета Дубая. Если Вы ...

Компания недели

  • Энергетическая компания "СТИ"

    ООО «ЭК «СТИ» - независимая энергосбытовая компания.

    Экономить на затратах на электрическую энергию теперь можно!

    Поставки электрической энергии с оптового рынка электроэнергии и мощности.

  • Производственное объединение ЭНЕРГОРЕСУРС

    • - Не потреблять больше, чем необходимо.
    • - Платить только за то, что потребляешь.
    • - Потреблять так, чтобы платить меньше.

Продукт недели

  • АИИС КУЭ В АРЕНДУ

    «АИИС КУЭ в аренду» – web-сервис для сбора, оперативного контроля и обработки данных с приборов учета электроэнергии.

    ЭКОНОМЬТЕ СВОИ ДЕНЬГИ С НАМИ!

АИИС КУЭ В АРЕНДУ

All rights reserved © 2013-2017