КОРОЛЕВСТВО МАРОККО - Создание бизнеса - Законодательное окружение

Поскольку иностранные инвестиции в значительной степени способствуют росту и развитию Королевства Марокко, в 1990 году правительство открыло почти все сектора национальной экономики для иностранных инвестиций. Для поощрения и стимулирования иностранных инвесторов им были предоставлены те же права и преимущества, что и местным инвесторам. Марокко позволяет свободную репатриацию инвестиций и инвестиционных доходов, таких как прирост капитала, дивиденды, проценты, доходы от продажи и т.п. Королевство стремится добиться конкурентоспособности национального инвестиционного климата на международном уровне, поэтому периодически пересматривает коммерческий кодекс, корпоративное право, трудовое право и т.д. В 1995 г. правительство приняло, а в 1996 г. ввело в действие Инвестиционную хартию, которая позволила снизить стоимость инвестиций и разрешила свободную репатриацию инвестиций и инвестиционных доходов. Основной целью разработки и принятия этой Хартии было поощрение частных инвестиций как внутренних, так и зарубежных, в Марокко. Хартией предусматривается формализация процедур открытого доступа ко всем государственным инициативам, направленным на поощрение частного сектора. Она содержит перечень и описание конкретных мер стимулирования крупных проектов и предусматривает создание единого инвестиционного агентства, призванного оказывать содействие инвесторам.

 

Валютообменный режим в королевстве регулируется правительством достаточно жестко. Местная валюта – марокканский дирхам - привязана к корзине валют, в которой доминирует евро. Центральный банк королевства - Bank Al-Maghrib полагает, что такая зависимость способствует стабильности экономики и поддержанию низкого уровня инфляции. Предприниматели в Марокко могут свободно оперировать иностранной валютой, котируемой Bank Al-Maghrib, конвертируя дирхамы и осуществляя расчеты по коммерческим операциям. Для совершения валютообменных операций не требуется разрешения Департамента валютного регулирования.

 

Конкурентная политика и политика регламентации цен в Марокко реализуются на основании Закона № 06-99 «О свободном ценообразовании и конкуренции», вступившего в силу 17 сентября 2001 г. Основные положения указанного законодательного акта, основываются на принципах свободы предпринимательства и ценообразования по отношению ко всем физическим и юридическим лицам, осуществляющим экономическую деятельность на рынке Марокко. Тем не менее, государство может осуществлять регулирующие функции в случае установленной монополизации рынка, долгосрочных трудностей с организацией поставок для обеспечения внутреннего спроса какого-либо товара, в случае возможных бедствий и катастроф, а также в случае чрезмерного повышения/снижения цен на какой-либо товар. Ценовая политика экономических операторов также может стать объектом проверки и возможного последующего регулирования (homologation) по инициативе профессиональных организаций или Правительства Марокко.

 

Согласно Постановлению Правительства Марокко №1309-06 от 4 июля 2006 г. о регламентировании цен на некоторые товары и услуги, к числу субсидируемых из государственного бюджета товаров и услуг (фиксированные цены на территории Марокко) в целях поддержания общественного порядка, защиты жизни и здоровья граждан, а также по соображениям национальной продовольственной безопасности относятся:

  • мука, произведенная в Марокко из пшеницы мягких сортов,
  • сахар,
  • продукты нефтепереработки (пропан, бутан)
  • услуги водоснабжения и ассенизации,
  • электроэнергия,
  • дорожный общественный транспорт,
  • городской общественный транспорт
  • книги и учебные пособия для средней школы,
  • фармацевтическая продукция и медикаменты,
  • медицинские консультации врачей, услуги акушеров и санитаров частной практики,
  • оформление некоторых юридических документов.

Кроме того, фиксированная маржа прибыли установлена на рафинированный сахар и фармацевтическую продукцию.

Внутристрановые цены на топливо регулируются в зависимости от ценовых изменений на международных рынках.

 

Правовая система Марокко носит смешанный характер; большинство отраслей законодательства основаны на французских правовых образцах, а вопросы личного статуса (брак, семья, наследование) и некоторые другие регулируются мусульманским правом. Правовая система королевства основана на французской, еврейской и исламской традициях. В королевстве существуют светские суды, действующие на основе французской правовой традиции, которые подразделяются на суды коммун и районные суды, суды первой инстанции, апелляционные суды и Верховный суд. Помимо них существуют суды, действующие на основе еврейских и исламских традиций – т. наз. суды «садад». Это суды первой инстанции, предназначенные рассмотрения дел мусульман и иудеев. В Марокко насчитывается около 27 судов «садад», которые включают в себя шариатские, раввинские, гражданские, хозяйственные, административные и уголовные типы.

 

Конституция (ст.82) предусматривает независимость судебной власти. Официальным языком в судах является арабский. В качестве судей могут выступать исключительно граждане Марокко. Судьи назначаются по рекомендации Верховного Совета под председательством короля. Судьями в системе светского судопроизводства являются лица, получившие университетское образование. Верховный суд состоит из пяти палат: уголовной, исправительной (гражданской) апелляционной, социальной, административной и конституционной. Существуют также Специальный суд и Военный суд. Специальный суд предназначен для рассмотрения дел государственных служащих, обвиняемых двумя третями голосов Меджлиса (совета). Военный суд рассматривает дела, связанные с военнослужащими и государственной безопасностью.

 

Правовая система Марокко носит недискриминационный характер и доступна для иностранных инвесторов. Правительство стремится так организовать работу национальных правовых институтов, чтобы сделать ее комфортной как для отечественного, так и для международного бизнеса. В стране существуют специальные коммерческие суды, задачей которых является облегчение условий рассмотрения споров между отечественными и зарубежными предпринимателями. Они были созданы в 1998 г. с целью устранения слабых мест в системе рассмотрения коммерческих дел. В апреле 1998 г. также был создан коммерческий арбитраж.

 

Перечень законов Марокко доступен на сайте.

МЫ НА FACEBOOK

НАШИ ЭКСПЕРТЫ ОТВЕЧАЮТ

  • Сауренко Татьяна:

    Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, представляется ли возможным получить сведения об арабских компаниях, имеющих бизнес в России? Дело в том, что в апреле в университете МГИМО при поддержке РАН ИВ будет проходить арабская неделя, в ходе которой будут рассматриваться и экономический аспект взаимоотношений. Хотелось бы иметь список хотя бы названия арабских компаний (самых крупных и основных), имеющих бизнес в РФ. Не могли бы Вы пойти навстречу? С уважением, Виктория.

  • Уважаемая Виктория, такими сведениями в Российской Федерации располагает только одна организация - Федеральная налоговая служба, ведущая Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) - федеральный информационный ресурс, содержащий общие ...

Компания недели

  • Производственное объединение ЭНЕРГОРЕСУРС

    • - Не потреблять больше, чем необходимо.
    • - Платить только за то, что потребляешь.
    • - Потреблять так, чтобы платить меньше.

  • Энергетическая компания "СТИ"

    ООО «ЭК «СТИ» - независимая энергосбытовая компания.

    Экономить на затратах на электрическую энергию теперь можно!

    Поставки электрической энергии с оптового рынка электроэнергии и мощности.

Продукт недели

  • АИИС КУЭ В АРЕНДУ

    «АИИС КУЭ в аренду» – web-сервис для сбора, оперативного контроля и обработки данных с приборов учета электроэнергии.

    ЭКОНОМЬТЕ СВОИ ДЕНЬГИ С НАМИ!

АИИС КУЭ В АРЕНДУ

All rights reserved © 2013-2017