Новости - Хаос на остановках Нового Великого Шёлкового Пути

2017-02-03 07:10:00

Андрей Ганджа, Eurasia Daily/ А как хорошо все начиналось! В 2010 году благородные, но нищие студенты Туниса устроили «финиковую революцию» и свергли диктатора Бен Али и семейный клан его жены Лейлы Трабелси. Началась «Арабская Весна», где Добро победило Зло. Тунис широко зашагал в светлое будущее, а Добро вплотную занялось Ливией.

Прошло шесть лет. В руинах экономики и сполохах выстрелов лежит Ливия, Сирия, Украина, Йемен. Чудом, точнее — своевременным применением насилия, этой участи избежали Египет, Бахрейн и Турция. Три года на Ближнем Востоке «делает погоду» «ад-Дауля аль-Исламийя» — халифат «Исламское государство» (ИГИЛ — запрещенная в России террористическая организация — ред.), с которым борются уже две коалиции — пророссийская и проамериканская. Более семидесяти стран «скинулись» оружием, деньгами, ресурсами, солдатами — но ничего не могут сделать: ИГИЛ не только не исчезает, но и проводит весьма эффектные боевые действия против коалициантов. Русско-башаровцы испытали это в Пальмире, американо-курды испытывают сейчас в Мосуле.

Причем следует заметить, что на ныне горящей дуге стран черноморско-средиземноморского бассейна (Украина, Турция, Сирия, Йемен, Египет, Ливия) использовались два сценария — но результат везде один.

В Ливии и Сирии президенты Муаммар Каддафи и Башар Асад решили драться до конца — и там сейчас хаос. Виктор Янукович в Украине и Мансур Хади в Йемене первоначально сопротивления не оказывали (хотя и призывали к внешнему вторжению в свою страну) — но и там сейчас хаос. Отсюда напрашивается вывод — действия настоящих игроков направлены не на персоналии (хотя маскируются именно «борьбой с диктатурой»), а на территории. Значит, причины следует искать не в области амбиций, личных обид или демократических ценностей, а в сфере военных и экономических интересов.

В конце 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин, выступая в казахстанской Астане, в «Назарбаевом университете», провозгласил создание «экономического пояса Нового Великого Шёлкового Пути». Этот логистический проект пройдет с Востока на Запад Евразии через 18 стран, численность населения которых составляет порядка 3 миллиардов человек (около половины мирового населения). Восточная часть нового маршрута притягивает к себе азиатско-тихоокеанские экономические круги, а с западной части он связывается с европейскими экономическими кругами. Этот путь был провозглашен как «самый протяжённый и самый потенциально значимый экономический коридор на Земле» (агентство «Синьхуа»).

«Арабская весна» началась, безусловно, как тривиальная борьба «коллективного Запада» (США, Евросоюз, Япония и Британское Содружество Наций) за североафриканские ресурсы. Например — за ливийскую воду из «Великой рукотворной реки», построенной Каддафи. Или против проекта «золотого динара», угрожавшего доминированию доллара и евро в мировой финансовой системе. Но осмелюсь предположить, что взрыв «черноморско-средиземноморской дуги», начиная с конца 2013 года — это по сути противодействие именно китайским идеям Нового Шелкового Пути.

Северный путь (пояс) Пути идет через Казахстан и Россию (по Транссибирской магистрали), Серединный — включает маршруты, проходящие через Казахстан и использующие порты Каспия для транзита в Турцию, а Южный — по территории стран Центральной Азии с выходом, через Пакистан, на Индийский океан в районе Персидского залива.

Идея северного пути объясняет тот беспрецедентный дрейф в сторону Китая, который осуществила за последние годы Россия. Проект серединного пути делает то же самое в отношении тандема «Казахстан — Китай». Ну, а уже зримым результатом воплощения южного пояса является «Пакистано-Китайский экономический коридор» (46 миллиардов долларов китайских инвестиций) с конечной точкой в пакистанском город Гвадар — порте который практически «с ноля» был построен китайцами.

А ведь есть еще и Морской Шелковый путь, который существует уже не первое тысячелетие, и инфраструктура которого ныне представляет особый интерес для Поднебесной. Именно такая задача контроля практически всей морской трассы (от российского Ванино до египетского Суэца) убедительно объясняет строительство Пекином милитаризированных островов в Южно-Китайском море, все ближе и ближе подбирающихся к Сингапуру. А Сингапур — это Малаккский пролив, фактически соединяющий Тихий и Индийский океаны. А уж в Индийском океане — целая цепочка портов, арендуемых Китаем. То есть, опорных точек торгово-инвестиционной экспансии: Янгун в Мьянме, Ханбантот на Шри-Ланке, тот же Гвадар в Пакистане. Плюс будущая военная база в Джибути (северо-восточная Африка) — как раз над Баб-эль-Мандебским проливом, единственным путем к Суэцкому каналу.

Китайцы думают долго, запрягают быстро, а едут еще быстрее. Новому шелковому Пути от роду всего-то три года, но уже сейчас, по свидетельству «Женминь Жибао» он «…включает более 100 стран и международных организаций, более 30 стран подписали соглашения с Китаем о сотрудничестве по совместному строительству, более 20 стран развертывают с Китаем национальное промышленное сотрудничество». Естественно, что если проект будет завершен, то он сделает Пекин безусловным «хозяином евразийской логистики» и доминирующим началом во всей Евразии, включая (как ни странно это бы сейчас не звучало) и Европу. С ее самым богатым и большим в мире рынком сбыта.

Похоже, нынешние «хозяева планетарной логистики», которых в политическом управлении Нового Шелкового пути совсем не ждут, это осознали. И тут-то началось…

На Украине, в начале 2014 года, происходит свержение Януковича (очень настойчиво предлагавшего Китаю украинское направление Пути) и становление зоны хаоса. А кроме того — активное продвижение проекта «Междуморья» (трансконтинентальная зона от Балтики до Черного моря, в первую очередь — Польша и Украина) с активным лидером в виде Польши и скрытым — в виде Швеции и США. Но Польша, в настоящий момент, считает, что «…Концепция Нового шёлкового пути и экспансия Китая — это договорённость Западной Европы с Россией и Китаем по исключению из евразийского пространства влияния Соединённых Штатов и ликвидацию геополитической субъектности Польши» (министр обороны Антоний Мачеревич). И тогда «Междуморье» трудно рассматривать как-то по иному, как зону отсечения Северного пояса Нового Шелкового пути от европейского рынка.

Серединный и Южный пояса сходятся в регионе «Кавказ — Анатолия — Ближний Восток». Наиболее удобная точка — еще несколько лет назад спокойные порты и терминалы Сирии и Малой Азии. И почему-то совсем не удивляет, что сразу после 2013 года в том регионе появляется «черный лебедь» по имени ИГИЛ, и страна Сирия, как и Ирак, превращена в зону хаоса и стрельбы. Ведь не секрет, что китайский инвестиционный капитал может прийти куда угодно, вне зависимости от «состояния демократии» в стране реципиента. Не придет он только в нестабильный, а тем паче — воюющий регион. Так что Сирию можно рассматривать как ту же «зону отсечения» Серединного и Южного пояса китайского планетарного Пути. Остается только удивляться, что Турция смогла избежать «сирийско-иракской беды».

Хотя почему «смогла»? События на востоке страны уже давно описываются в терминах турецко-курдской гражданской войны, а Эрдогану просто «повезло» с военным путчем: он и сам уцелел, и получил возможность активной чистки своей бюрократии и военной элиты.

Ну, а на Морском поясе «зажжен» Йемен. В сентябре 2014 года там разморозили старый конфликт шиитов-зейдитов (хуситов) с правящими суннитами. Это страна-антипод Украины по отношению «коллективного Запада» к свергнутому президенту. На Украине Виктор Янукович бежал и пригласил иностранные войска. В Йемене Мансур Хади тоже бежал и тоже пригласил иностранные войска. И хотя Янукович просил не о «вводе», а только об «использовании» войск (тоже неприлично, но все же не оккупация), он получил абсолютный бойкот со стороны стран Запада, которые декадой раньше гарантировали сохранение его режима. Хади тоже запросил «ввод войск» и в ответ получил не надменно-брезгливую мину, а коалицию союзников (10 стран во главе с Саудовской Аравией), поддержку США и целых две военных операции поддержки — «Бурю решимости» и «Возрождение надежды».

Что это? Пресловутые «двойные стандарты» Запада? Да, конечно, куда же без них. Но еще это и «указатель цели» — создать хаос в регионе. Корабли Морского Пояса Нового Шелкового пути дважды подумают, прежде чем пойти в Баб-эль-Мандебский пролив, поскольку мятежники-хуситы уже наловчились работать с ракетами «земля-море». А отсутствие возможности использовать Баб-эль-Мандеб и Суэцкий канал делает Морской пояс куда менее привлекательным для торговцев.

Отсюда вывод. Никто «зачищать хаос» и ликвидировать конфликты — ни в Украине, ни в Сирии, ни в Йемене — не будет. Поскольку президент Дональд Трамп явно готов к резкому обострению отношений с Китаем, то и все «бритвы» на пути «поясов» грандиозного евразийского логистического проекта будут сохраняться.

  • Страна:
  • Отрасль: Транспорт

Поделиться:

МЫ НА FACEBOOK

НАШИ ЭКСПЕРТЫ ОТВЕЧАЮТ

  • Ольга:

    Добрый день, Уважаемые господа! Российский производитель автобусов планирует начать поставку своих изделий в Алжир. Какие технические и экологические требования предъявляются к автобусам в Алжире? Существуют ли заградительные пошлины на поставку таких изделий в Алжир (АНДР)? Заранее благодарю, Наталья Чижова

  • Уважаемая Наталья, требования (безопасности, экологичности, технические и пр.) к импортируемой в Алжир продукции любого назначения регулируются специализированной организацией - Алжирским институтом нормализации - IANOR, Institut Algeriene de Normalisation. Вам целесообразно ...

Компания недели

  • Энергетическая компания "СТИ"

    ООО «ЭК «СТИ» - независимая энергосбытовая компания.

    Экономить на затратах на электрическую энергию теперь можно!

    Поставки электрической энергии с оптового рынка электроэнергии и мощности.

  • Производственное объединение ЭНЕРГОРЕСУРС

    • - Не потреблять больше, чем необходимо.
    • - Платить только за то, что потребляешь.
    • - Потреблять так, чтобы платить меньше.

Продукт недели

  • АИИС КУЭ В АРЕНДУ

    «АИИС КУЭ в аренду» – web-сервис для сбора, оперативного контроля и обработки данных с приборов учета электроэнергии.

    ЭКОНОМЬТЕ СВОИ ДЕНЬГИ С НАМИ!

В ДРУГИХ СМИ


All rights reserved © 2013-2017